Категория бытия

Категория бытия
кратко
В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия - категории. Категорией, с которой начинается это осмысление является -"бытие" - наиболее широкое по объему и бед кое по содержанию понятие, охватывающее все существующее и выражающее единственное свойство - быть, существовать.

Категория бытия основывается на признании того очевидного факта, что мы сами, окружающие нас вещи, явления природы, Солнце, небо, звезды, весь мир существуют. Существованием об падает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи и теории, фантазии и мифы.
Охватывая все существующее, "бытие" близко по смыслу понятиям "космос" в древней философии, "действительность", а также "мир", "природа" в их широком понимании (мироздание, вся существующая природа), употребляемым в разных философских системах. Противоположностью бытия является небытие, отсутствие существования.
Отдельные проявления бытия - элементарные частицы, растения, животные, человеческие Цивилизации - рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие. И в этом смысле правомерно говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто и ничто. Но ни одна вещь, явление или процесс не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, в инобытие. Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, на обломках погибших цивилизаций возникают новые цивилизации. Поэтому небытие относительно, в абсолютном смысле существует только бытие, хотя формы его существования различны. Это бытие вещей, свойств и отношений неживой и живой природы, бытие человека и бытие общества, материальных предметов и их идеальных образов: представлений, понятий, теорий.
Противопоставив миру вещей мир бестелесных и нечувственных идей, обладающих "истинным бытием", Платон распространяют бытие на идеальное. Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов материальной и духовной жизни. Всеобщность бытия проявляется в отдельных явлениях. Наряду с действительным, актуальным бытием Аристотель вводит понятие возможного, потенциального бытия. Таким образом, уже в античной философии категории бытия было уделено значительное внимание. Проблемы бытия занимают важное место во всей последующей истории философии.
Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.
Личный опыт человека, опыт других людей убеждает в том, что бытие существует не только в данном месте, но и в других местах, и не только в настоящем, но также существовало в прошедшем и будет существовать в будущем (глагол "есть" имеет временные формы, он употребляется в прошедшем и будущем времени: "был", "будет"). Формируются категории "пространство" и "время". Размышление о пространстве и времени ставит проблему о пространственных и временных границах бытия, проблему его вечности во времени и .бесконечности в пространстве.
Признание существования во времени приводит к размышлениям об изменчивости различных форм бытия, к разработке категорий "изменение", "движение", "развитие".
Индекс историй мертвых философов и их идей

Малый тезаурус мировой философии . 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Категория бытия" в других словарях:

  • КАТЕГОРИЯ — (от греч. kategorein высказывать) в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс, ранг («определенная категория служащих»). В философии категории, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности,… …   Философская энциклопедия

  • КАТЕГОРИЯ — (греч. Kategoria высказывание, обвинение; признак) предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе… …   Новейший философский словарь

  • Категория — (от греческого слова kathgorew, обвиняю) логический иметафизический термин, введённый Аристотелем, ныне употребляемый взначении данном Кантом: К. априорное понятие рассудка, условиевозможности мышления. В индийской философии, в системе… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Категория (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Категория (значения). Категория  специальное понятие, используемое при построении теорий. Содержание 1 Этимология 2 История развития …   Википедия

  • Категория — (от греч. kathgorew, обвиняю), логический и метафизический термин, введённый Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: К. априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • категория — и, ж. 1) филос. Понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира. Категории диалектики. Категории времени и пространства. 2) Группа, разряд, степень. Возрастная категория. Специалист высшей категории. Категория… …   Популярный словарь русского языка

  • КАТЕГОРИЯ — 1. Способы употребления этого термина в современной психологической терминологии, особенно в теориях познания, определяются большим интересом к его значениям в философии. Основное положение здесь – то, что категория является чем то вроде понятия …   Толковый словарь по психологии

  • Категория соучаствование и соподчиненные с ней понятия (интеракция, общение, отношения) в ЮП — Понятие соучаствование , впервые использованное в психологическом аспекте еще в трудах А.Н. Радищева и рассматриваемое им как условие и результат сплоченности людей , в последующем стало активно использоваться в юридической науке и практике.… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • категория — (от греч. kategoria высказывание, обвинение, признак) предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими… …   Словарь терминов логики

  • Категория — (от греческого слова κατηγορέω, обвиняю) логический и метафизический термин, введенный Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: К. априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. В индийской философии, в системе… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»